Лукьяненко Наталья Валерьевна, воспитатель МДОУ д/с №3 "ТЕРЕМОК" п. Горный
Занятие по обучению грамоте в подготовительно группе Тема: «Звук к и буквы К, к»Цели: 1. Знакомство детей со звуком К. 2. Закрепление правильного положения органов артикуляции в момент произнесения звука К. 3. Формирование навыка определения позиции звука в слове. 4. Составление схем прямых и обратных слогов. 5. Выкладывание схемы слова. 6. Обучение звуковому анализу коротких слов с заданным звуком. 7. Деление слов со звуком К на слоги. 8. Знакомство с буквой К, к, с элементами букв. 9. Разгадывание ребусов с буквой К. Оборудование: • предметные картинки на звук К. -в начале: кот, конь, ключ, кактус, капля. -в середине: утка, окно, мышка, акула. -в конце: мак, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, волк. -в начале и конце: кузнечик, каблук, кошелек. • предметные картинки: лягушка, кукушка, ворона, кот. • наборы для составления схем слов, карточки для определения позиции звука в слове, ручки, тетради, цветные карандаши, схемы предложения. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент -Сядет тот, кто определит последний звук в слове: Мама, окно, сапоги, суп, мыши, коты, бант, каша. 2. Сообщение новой темы Педагог: - Угадаем загадку: Спозаранку я встаю, Звонким голосом пою. Травку разгребаю, Зёрна собираю. У меня есть гребешок, Кто я дети? (петушок) Педагог. - Правильно, это петушок. Выставляется игрушка петушка. -Как подает голос петушок? Что он делает? Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить? Произнесем его вместе отрывисто: К-К-К Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите поочередно звук К. Что происходит с губами? (Губы размыкаются). Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает воздуху выходить. Расскажите, какой это звук: гласный, или согласный и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху и звук не поется). Давайте подумаем - он твердый, как камушек, или мягкий, как травка? (Звук К твердый) Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит, или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) Значит звук К какой? (Глухой) В гости к петушку пришли друзья, они хотят помочь добраться звуку К до волшебного города букв. Давайте назовем их. (Кто это) На доске картинки: лягушка, кукушка, ворона, утка. -Кто как голос подает? Кто что делает? Какой звук первый? Друзья решили отправиться в путь. На нашем маршруте будет несколько остановок. Остановка № 1 3. Игра «Поймай озорной звук в ладошки» Педагог. Звук К ужасный озорник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в словах. Давайте поможем найти звук К в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки. Колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, бах. Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте найдем его в них Оля, Катя, Марина, Костя, Клава, Рита, Таня, Харитон, Ксюша. Остановка № 2 4. Динамическая пауза. Речь с движением. Педагог: Чтобы нам довезти в целости и сохранности звук К, нужно помочь друзьям научится его произносить. Для этого я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить движения. Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх) . Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль) Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча) . Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны) . Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны) . Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки) . Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку) . Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую) Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками) Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте) Остановка № 3 5. Игра «Найди место звука в слове» Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску! Скажите, что за чудесные вагончики на ней висят? Да это же - схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова. Сейчас мы будем с вами называть картинки и расселять предметы по вагончикам, какого цвета фишку возьмем для этого? (Синего) Слова: (кактус, кот, капля, утка, окно, ключ, мышка, акула, карандаши, мак, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, волк) . Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце слова. А где живут звуки в словах кузнечик, каблук, кошелек?
Остановка № 4 6. Один зверек решил присоединиться к нашим друзьям, чтобы узнать, кто он - отгадайте загадку: Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьет, Ну конечно это – … Ответ: Кот Выкладывание детьми схемы слова кот, подсчет слогов, звуков, выделение звуков по порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука. Один ребенок выкладывает схему на доске. Педагог дает задание подобрать к схеме буквы на магнитиках. Чтение слова КОТ. Педагог: Делим слово на слоги. Сколько слогов? Сколько звуков (гласных, согласных? Сколько букв? На каком месте находится звук К? А теперь прочитайте слово кот наоборот, какое слово получится? (ток) Изменится ли схема слова? Остановка №5 7. Составление предложений по схеме с предлогом К (с использованием картинок) Педагог. Посмотрите на схемы предложения и картинки Давайте составим с их помощью предложения. Что у вас получилось? Девочка несет котенка к дому. Собака бежит к человеку. В этих предложениях поселилось маленькое слово К – предлог, который стоит отдельно от других слов, его говорят тогда, когда один предмет движется к другому предмету и обозначают на схеме треугольником. Молодцы! Справились со всеми заданиями и помогли добраться друзьям и звуку К до города букв. 8. Знакомство с буквой К Педагог. Послушайте стихотворение про букву К Посмотри на букву К: Есть нога и есть рука. Костя Крикнул Кошке:"Кыш! " Это всё на К, малыш. На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? 9. Письмо буквы К Педагог. А теперь ребята настало время нарисовать портрет буквы К, откройте тетрадочки и напечатайте большую букву К в две клеточки, маленькую в одну клеточку. Не забывайте соблюдать расстояние между буквами. 10. Отгадывание ребуса Педагог. Ребята, буква К очень любит разгадывать ребусы, давайте и мы попробуем!
12. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей. Путешествие подошло к концу. Наши друзья доставили звук К в город букв, а мы им помогли. Что вам понравилось на занятии? Расскажите, что нового вы узнали о звуке К? На что похожа буква К? 11. Сюрпризный момент. Звук и буква К благодарит вас, за помощь, он приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты – любимое лакомство звука К). 11 января 2017 в 22:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.