Лукьяненко Наталья Валерьевна, воспитатель МДОУ д/с №3 "ТЕРЕМОК" п. Горный

Образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» (обучение грамоте) по теме: «Знакомство с буквой «Р» в подготовительной группе

 Программное содержание:

Образовательные:

- знакомить детей с буквой «Р» (заглавной и строчной);

- осваивать способы слогового чтения.

Развивающие:

- расширять и систематизировать знания о предложениях;

- совершенствовать умение составлять графическую запись предложения;

- упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

- закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Воспитательные:

- воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе.

Оборудование:  картинки с изображением предметов, начинающихся с буквы «Р»;  демонстрационные и раздаточные карточки  для составления схемы предложений; рабочие тетради «Обучение грамоте» 1 ч.; Журова  Л.Е., Кузнецова М. И. Рабочая тетрадь №1«Азбука для дошкольников»; простые и цветные (красный, синий, зеленый) карандаши по количеству детей.

Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, обобщения, поощрение.

Предварительная работа: дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»; звуковой анализ слов;  разучивание физкультминутки; работа в рабочих тетрадях «Азбука для дошкольников»; печатанье знакомых букв в тетрадях в клеточку; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Доброе утро (руки в стороны)

Птицы запели (ладони вместе)

Добрые люди встали с постели (потянуться на носочках)

Прячется вся темнота по углам (прикрыть глаза),

Солнце взошло (руки круглые вверх)

И идет по делам  (ходьба на месте)

А мы садимся за парты и  настраиваемся на работу.

 2. Знакомство с буквой  «Р». Звуковой анализ слов.

В одном дворе жили две собаки – одна большая,  другая - маленькая.  

Слайд № 2

В этот двор повадился ходить кот  Васька.  Слайд №3 

Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака – р-р-р. , а маленькая - р'р'р'.

Игра «Порычим как  большая и маленькая собака»

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, что у них общего? (Все слова начинаются на  звук «Р») слайд № 4

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие бывают звуки?

-Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, тянуться, а согласные не поются)

- С какого звука начинается название этого цветка? (Роза- слайд № 5)

(со звука Р)

- Какой это звук? (согласный)

- Правильно, звук  Р – согласный, спеть его нельзя, произнесите его еще раз.

Звук  Р обозначается буквой Р (эр). Посмотрите внимательно, как выглядит буква Р  (слайд №6)

О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них.

1. «Дрожу от страха до сих пор!» - воскликнуло полено.

«Похожа буква на топор, расколет непременно!» Е. Терлапан слайд №7

2. Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь. В. Степанов  слайд № 8

3. Дифференциация [р] и  [р']

Хлопни в ладоши, если услышишь [р'] (рысь, рис, радуга, пожар, Рита, фонари, снегирь)

Физкультминутка

На болоте две лягушки,  две зеленые подружки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям – физкульт привет!

Откройте рабочую тетрадь №1 на стр. 14

Что изображено на картинках?

Давайте сделаем звуковой анализ слов рыба, река.

Сравнение первых звуков в этих словах.

Чтение слогов (ра, ря, ро…) 

Игра с мячом «Назови слово на букву Р»

4. Работа с предложением.

- Ребята, давайте вспомним, что делает собака, когда сердится на кота?

(Собака рычит)

- Правильно. Получилось предложение  «Собака рычит»

- Скажите, сколько слов в предложении «Собака рычит»?

- Какое первое слово в этом предложении? «Собака рычит»

- Какое второе слово в этом предложении? «Собака  рычит»

Составим схему этого предложения.

- Вспомните и скажите, как обозначается графически каждое слово в предложении (каждое слово в предложении обозначается чертой ___

- Как обозначается первое слово в предложении?  (в начале черты ставится вертикальная палочка)

- Как обозначается последнее слово в предложении? ( ____.)

Составляем схему предложения «Собака рычит» используя карточки.

- Сколько карточек вы использовали?

- Какое слово обозначает первая карточка?

- Какое слово обозначает вторая карточка?

Теперь я усложняю задачу (новая схема) |______  ______  ______.

- Сколько слов в этом предложении?

- Давайте составим предложение из трех слов (дети приводят свои примеры).

Молодцы, с заданием справились.

Гимнастика для глаз слайд № 9

5. Печатанье буквы «Р»

Учимся печатать букву «Р». Посмотрите, как пишется буква «Р». слайд №10

Печатаем  в воздухе. Есть буква заглавная и строчная.

- Для чего нужна заглавная буква? (С нее пишутся имена, фамилии, клички животных, названия городов, а еще с нее начинается предложение)

Откройте рабочую тетрадь «Обучение грамоте» на стр. 11

Сначала мы будем учиться печатать заглавную букву. Высота заглавной буквы 2 клеточки. Сначала ставим вертикальную палочку высотой 2 клеточки. Затем от верхнего конца проводим полуовал, равный одной клетке. Строчная буква пишется так же, только ее высота 1.5 клетки.

Приготовились к работе в тетрадях. Напоминаю о правильной осанке во время письма. Работа в тетрадях.

 Игровое упражнение «Составь слово». Педагог называет первый слог, а дети к этому слогу добавляют слово точка.

Словарный материал: кар (точка), трос (точка), кур (точка), чёр (точка), коф (точка), фор (точка) (слайд № 11)

Дидактическое упражнение «Вставь в слово после первого звука звук р»

Словарный материал: ковать – кровать,  топка - тропка

дама – драма,  кошка – крошка,  каска – краска

Подведение итога занятия:  - С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Охарактеризуйте звуки [р,  р’].

- А что вам больше всего понравилось делать на занятии?

Молодцы! Вы хорошо потрудились. Я вам приготовила сюрприз. Это раскраска.

11 января 2017 в 22:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.