Лукьяненко Наталья Валерьевна, воспитатель МДОУ д/с №3 "ТЕРЕМОК" п. Горный
Образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» (обучение грамоте) по теме: «Знакомство с буквой «Р» в подготовительной группеПрограммное содержание: Образовательные: - знакомить детей с буквой «Р» (заглавной и строчной); - осваивать способы слогового чтения. Развивающие: - расширять и систематизировать знания о предложениях; - совершенствовать умение составлять графическую запись предложения; - упражнять в придумывании предложений с заданным словом; - закреплять умение проводить звуковой анализ слова. Воспитательные: - воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе. Оборудование: картинки с изображением предметов, начинающихся с буквы «Р»; демонстрационные и раздаточные карточки для составления схемы предложений; рабочие тетради «Обучение грамоте» 1 ч.; Журова Л.Е., Кузнецова М. И. Рабочая тетрадь №1«Азбука для дошкольников»; простые и цветные (красный, синий, зеленый) карандаши по количеству детей. Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, обобщения, поощрение. Предварительная работа: дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»; звуковой анализ слов; разучивание физкультминутки; работа в рабочих тетрадях «Азбука для дошкольников»; печатанье знакомых букв в тетрадях в клеточку; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов. Ход занятия. 1. Организационный момент. Доброе утро (руки в стороны) Птицы запели (ладони вместе) Добрые люди встали с постели (потянуться на носочках) Прячется вся темнота по углам (прикрыть глаза), Солнце взошло (руки круглые вверх) И идет по делам (ходьба на месте) А мы садимся за парты и настраиваемся на работу. 2. Знакомство с буквой «Р». Звуковой анализ слов. В одном дворе жили две собаки – одна большая, другая - маленькая. Слайд № 2 В этот двор повадился ходить кот Васька. Слайд №3 Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака – р-р-р. , а маленькая - р'р'р'. Игра «Порычим как большая и маленькая собака» Ребята, посмотрите на картинки и скажите, что у них общего? (Все слова начинаются на звук «Р») слайд № 4 - Ребята, скажите, пожалуйста, какие бывают звуки? -Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, тянуться, а согласные не поются) - С какого звука начинается название этого цветка? (Роза- слайд № 5) (со звука Р) - Какой это звук? (согласный) - Правильно, звук Р – согласный, спеть его нельзя, произнесите его еще раз. Звук Р обозначается буквой Р (эр). Посмотрите внимательно, как выглядит буква Р (слайд №6) О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них. 1. «Дрожу от страха до сих пор!» - воскликнуло полено. «Похожа буква на топор, расколет непременно!» Е. Терлапан слайд №7 2. Буква Р на мачте парус, Вдаль плывет небес касаясь. В. Степанов слайд № 8 3. Дифференциация [р] и [р'] Хлопни в ладоши, если услышишь [р'] (рысь, рис, радуга, пожар, Рита, фонари, снегирь) Физкультминутка На болоте две лягушки, две зеленые подружки Утром рано умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям – физкульт привет! Откройте рабочую тетрадь №1 на стр. 14 Что изображено на картинках? Давайте сделаем звуковой анализ слов рыба, река. Сравнение первых звуков в этих словах. Чтение слогов (ра, ря, ро…) Игра с мячом «Назови слово на букву Р» 4. Работа с предложением. - Ребята, давайте вспомним, что делает собака, когда сердится на кота? (Собака рычит) - Правильно. Получилось предложение «Собака рычит» - Скажите, сколько слов в предложении «Собака рычит»? - Какое первое слово в этом предложении? «Собака рычит» - Какое второе слово в этом предложении? «Собака рычит» Составим схему этого предложения. - Вспомните и скажите, как обозначается графически каждое слово в предложении (каждое слово в предложении обозначается чертой ___ - Как обозначается первое слово в предложении? (в начале черты ставится вертикальная палочка) - Как обозначается последнее слово в предложении? ( ____.) Составляем схему предложения «Собака рычит» используя карточки. - Сколько карточек вы использовали? - Какое слово обозначает первая карточка? - Какое слово обозначает вторая карточка? Теперь я усложняю задачу (новая схема) |______ ______ ______. - Сколько слов в этом предложении? - Давайте составим предложение из трех слов (дети приводят свои примеры). Молодцы, с заданием справились. Гимнастика для глаз слайд № 9 5. Печатанье буквы «Р» Учимся печатать букву «Р». Посмотрите, как пишется буква «Р». слайд №10 Печатаем в воздухе. Есть буква заглавная и строчная. - Для чего нужна заглавная буква? (С нее пишутся имена, фамилии, клички животных, названия городов, а еще с нее начинается предложение) Откройте рабочую тетрадь «Обучение грамоте» на стр. 11 Сначала мы будем учиться печатать заглавную букву. Высота заглавной буквы 2 клеточки. Сначала ставим вертикальную палочку высотой 2 клеточки. Затем от верхнего конца проводим полуовал, равный одной клетке. Строчная буква пишется так же, только ее высота 1.5 клетки. Приготовились к работе в тетрадях. Напоминаю о правильной осанке во время письма. Работа в тетрадях. Игровое упражнение «Составь слово». Педагог называет первый слог, а дети к этому слогу добавляют слово точка. Словарный материал: кар (точка), трос (точка), кур (точка), чёр (точка), коф (точка), фор (точка) (слайд № 11) Дидактическое упражнение «Вставь в слово после первого звука звук р» Словарный материал: ковать – кровать, топка - тропка дама – драма, кошка – крошка, каска – краска Подведение итога занятия: - С какой буквой познакомились? - Какие звуки она обозначает? - Охарактеризуйте звуки [р, р’]. - А что вам больше всего понравилось делать на занятии? Молодцы! Вы хорошо потрудились. Я вам приготовила сюрприз. Это раскраска. 11 января 2017 в 22:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.